Проблема вербализации концептов и способы их репрезентации всё чаще привлекает внимание исследователей. В текстах сказки закодировано коллективное сознание народа, его история, культура, поведение, язык. Сказки имеют аксиологическую установку, что позволяет говорить об их высоком дидактическом потенциале. Выявлению особенностей организации семантического пространства текста сказок о ленивом человеке, определению его аксиологического статуса посвящена данная статья. В статье представлена модель дискурсивного анализа текста сказок, алгоритм которой включает базовые компоненты концептуального анализа, а также анализ основных текстовых категорий: имя персонажа, пространство, действие, время. Данные компоненты выявляются как в русской, так и китайской сказке. В русской сказке «Емеля-дурак» имеется волшебный помощник – заговор щуки, который помогает герою пройти путь социализации и взросления. В китайской сказке «Ленивец» роль волшебного помощника выполняет ритуал, применение которого не помогло персонажу пройти путь взросления. Определено, что в текстах сказок аксиологический статус концепта «ленивый человек» в русском языковом сознании имеет как негативную, так и положительную оценку; в китайском языковом сознании – негативную оценку.
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗОК О ЛЕНИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Опубликован September 2024
28
18
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
когнитивная лингвистика, дискурсивный анализ, аксиологический аспект, семантическая структура, моделирование, сказочный дискурс.
Как цитировать
[1]
Жумагулова Б.С., Ц.Ц. 2024. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗОК О ЛЕНИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки. 3, 89 (сен. 2024), 19–28. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5657.2024.89.3.002.