В статье обосновывается концепт дуальности в европейском романтизме, который был связан с философией всеобщего универсума с его первоосновой всеобщей полярности материального и духовного начал. Русский романтизм принял эстафету романтизма европейского и активно развивал концепцию всеобщей дуальности. На материале художественных текстов В.Жуковского, К.Батюшкова, Е.Баратынского доказывается тезис о том, что в авторский замысел входило постижение серии сюжетных хитросплетений и парадоксов, которые раскрывались в структуре двойного сюжета. Внешняя сюжетная канва представляла собой раздвоение и разделение всевозможных образов двойников, а во внутреннем подтексте крылась идея внутреннего единства. На материале повествовательного цикла А. Погорельского выявляются принципы приверженности русского романтизма концепции дуальности на основании того, что в нём используется мотив автомата, приём зеркальности и фантастическая игра с числом «два» и его возможными значениями. В итоге делается вывод о том, что европейский и русский романтизм считал одной из важнейших авторских задач исследование и глубокое погружение в природу и душевную организацию человеческой личности, находящейся в ситуации психологической дуальности.
КОНЦЕПТ ДУАЛЬНОСТИ В ЭСТЕТИКЕ И ПОЭТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА
Опубликован June 2025
0
2
Аннотация
Язык
Русский
Как цитировать
[1]
Касымжанова М.Е., И.Ж.Л.Е. 2025. КОНЦЕПТ ДУАЛЬНОСТИ В ЭСТЕТИКЕ И ПОЭТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки. 92, 2 (июн. 2025), 44–53. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5657.2025.92.2.005.