Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОДЫ В ПОЭЗИИ М. МАКАТАЕВА

Опубликован June 2023

72

64

Эгейский университет, Институт тюркских исследований Турция, Измир
Казахский национальный педагогический университет имени Абая Алматы, Казахстан
Аннотация

Выдающийся казахский ученый-фольклорист Е. Турсунов внес огромный вклад в тюркологию, в эпосы тюркских народов. При жизни ученого широкое мировое признание получили такие его фундаментальные труды, как «Генезис казахской бытовой сказки» и «Происхождение носителей казахской устно-поэтической культуры». Е. Турсунов был основателем ряда научных школ в области фольклористики, тюркологии и в эпический мир исследований. Помимо своей научной деятельности, он занимался переводом казахских народных сказок. Е. Фундаментальный труд Турсунова «Генезис казахской бытовой сказки» стал классическим трудом казахской (тюркской) и мировой науки о фольклоре. Было время (советский период), когда казахский фольклор казался «вещью в себе». Однако фундаментальные труды казахстанских ученых, в том числе Е. Турсунова, сформировали комплекс целостных и аподиктических исследований. Они показали, что когда исследователи различных научных направлений и дисциплин все чаще и необратимее обращаются к фольклору, они обнаруживают первые формы, которые не могли быть найдены в других источниках, и это позволяет им двигаться вперед на столетия. Иными словами, изучение казахского фольклора может показаться завершенным в общих чертах, по информационно-смысловому наполнению и по оформлению научной дисциплины. Е. Турсунов тонко почувствовал ключевую проблему современной отечественной этнологии, решение которой может обеспечить фольклор. Его переход от фольклора к этнологии выявил парадокс, заключающийся в отчуждении тюркской истории от мировой науки. В прежние времена отчуждение не было актуальным, потому что в сознании людей в национальной истории была постоянно внедрена мысль, которая была тесно связана с принудительной оседлостью. Эта мысль вызревала веками в оседлых культурах, как городских, так и сельскохозяйственных. Сознание людей было полно отсталости, неэффективности и даже вредоносности племенного сознания и родоплеменных отношений, которые присущи традиционному казахскому обществу. Его появление в оседлой среде вполне объяснимо, поскольку фермеры на большей части евразийского континента подвергались нашествиям степных орд кочевников, которые неизменно побеждали любые армии из Европы и Западной Азии на протяжении веков и даже тысячелетий. Они покоряли города и страны, селились на завоеванных землях, меняли внешний вид и генофонд народов. Покоренные народы тогда делали все возможное, чтобы сохранить свою самобытность и, во всяком случае, стереть из исторической памяти племенной след, оставленный тюркоязычными кочевниками, которые были предками казахов. Основываясь на теоретических положениях Е.Турсынова о типах мифологизации в казахском фольклоре, автор исследует мифологические образы, сюжеты, приемы и традиции в поэзии М. Макатаева. Большое количество примеров показывает механизм их превращения из разряда фольклорных элементов в эстетические.

Ключевые слова: казахский фольклор, М. Макатаев, мифологизация, ученый-фольклорист.

pdf (English)
Язык

English

Ключевые слова
Как цитировать

[1]
Fikret Turkmen и Abisheva S. D 2023. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОДЫ В ПОЭЗИИ М. МАКАТАЕВА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки. 2, 80 (июн. 2023), 18–29. DOI:https://doi.org/10.51889/4725.2022.51.68.002.