В статье рассматривается роль семантики словообразования для когнитивных исследований языка, для изучения когнитивной модели, картины мира. На материале современного казахского языка проводится семантико-когнитивный анализ этимологически родственных тюркских языках с корнем: КӨЗ, КӨРУ. Семантике принадлежит важнейшая роль в номинативном процессе, запечатлевающем особенности человеческого мировосприятия, специфику культурно-исторического опыта данного народа. Когнитивносемантические модели, формируемых данными глаголами, представляют когнитивно выделенные фрагменты окружающей действительности, фиксируемые в сознании человека. В производных слов (мотивированных на данном синхронном срезе языка, сохраняющих свою внутреннюю форму) подобная концептуальная информация выражена эксплицитно. В ходе анализа выявлены специфические семантические особенности данных глаголов, в том числе фиксирующие и активное восприятие. Как известно, во всех языках у глаголов зрительного восприятия семантический спектр шире, чем у остальных глаголов восприятия, потому что «именно зрительное восприятие является наиболее активным способом осмысления и понимания мира.
КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОМИНАЦИИ «ГЛАЗ, ВИДИТЬ» В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ
Опубликован June 2021
122
183
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
когнитивная модель,ментальный глагол, семантическое поле, фрейм, смысл, значение, сема, семантика
Как цитировать
[1]
Қасым, Б. 2021. КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОМИНАЦИИ «ГЛАЗ, ВИДИТЬ» В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки. 3, 3(73) (июн. 2021), 84–99. DOI:https://doi.org/10.51889/2020-3.1728-7804.15.