Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки

УЧЕТ ВНУТРИЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Опубликован June 2021

150

168

Казахский медицинский университет непрерывного образования
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

У. Жанпейс

д.п.н., профессор

Казахский медицинский университет непрерывного образования
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Н. Озекбаева

кандидат педагогических наук, доцент

3Международный университет туризма и гостеприимства
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ш. Куанышбаева

магистр педагогических наук

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системным устройством языка и с системными отношениями между языковыми единицами. Авторы исходят из современного понимания определения лексико-семантической системы, которое считается общепризнанным. Описаны три основных измерения системности лексики – парадигматические, синтагматические и деривационные, базовые элементы лингвистической терминосистемы - термины “синтагматика” и “парадигматика”.

Сущность парадигматических отношений заключается в сходстве единиц под одним семам и противопоставленности – по другим. Синтагматические отношения в лексике проявляются в лексике в правилах сочетаемости слов, в их связи с другими лексическими единицами в рамках конкретных высказываний.

В статье предлагается модель презентации лексики с учетом внутрилексической системности. В качестве деятельностной формы слова условно принят функциональный уровень реализации лексической единицы. Показателями усвоения слова в процессе поэтапного перехода его от предметной формы к деятельностной послужили лексические операции, которые входят в состав действий по восприятию и порождению речевого высказывания.

Авторами описан опыт разработки и использования учебных заданий для уровня С1 в соответствии с требованиями новой типовой учебной программы.

pdf