Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки»

УЧЕТ ВНУТРИЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Опубликован June 2021
Казахский медицинский университет непрерывного образования
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

У. Жанпейс

д.п.н., профессор

Казахский медицинский университет непрерывного образования
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Н. Озекбаева

кандидат педагогических наук, доцент

3Международный университет туризма и гостеприимства
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ш. Куанышбаева

магистр педагогических наук

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системным устройством языка и с системными отношениями между языковыми единицами. Авторы исходят из современного понимания определения лексико-семантической системы, которое считается общепризнанным. Описаны три основных измерения системности лексики – парадигматические, синтагматические и деривационные, базовые элементы лингвистической терминосистемы - термины “синтагматика” и “парадигматика”.

Сущность парадигматических отношений заключается в сходстве единиц под одним семам и противопоставленности – по другим. Синтагматические отношения в лексике проявляются в лексике в правилах сочетаемости слов, в их связи с другими лексическими единицами в рамках конкретных высказываний.

В статье предлагается модель презентации лексики с учетом внутрилексической системности. В качестве деятельностной формы слова условно принят функциональный уровень реализации лексической единицы. Показателями усвоения слова в процессе поэтапного перехода его от предметной формы к деятельностной послужили лексические операции, которые входят в состав действий по восприятию и порождению речевого высказывания.

Авторами описан опыт разработки и использования учебных заданий для уровня С1 в соответствии с требованиями новой типовой учебной программы.

pdf