Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки»

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Опубликован 06-2023
НАО «Торайгыров университет», Павлодар, Казахстан
НАО «Павлодар педагогикалық университеті», Павлодар, Қазақстан
Аннотация

Понятие оценивания широко распространено в различных сферах деятельности человека. Вне зависимости от различных обстоятельств, вся деятельность человека оценивается и им самим, и окружающими людьми. Оценка лежит в основе процесса осознанной саморегуляции каждого человека. В связи с изменениями парадигмы «образование на всю жизнь», человек, который владеет навыками оценивания собственной деятельности, четко видит результаты этой деятельности, умеет анализировать, корректировать ее – добивается больших результатов, и является успешным человеком. Поэтому закладывание фундамента навыков оценивания необходимо заложить ещё на этапе школьной деятельности.

В статье освещены вопросы критериального оценивания системы знаний, умений, навыков современного школьника в условиях обновления содержания образования. Новые требования к оцениванию предполагают, что если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной. С этой точки зрения в работе обоснована необходимость использования системы критериального оценивания учебных достижений обучающихся как  важнейшего интегрирующего фактора образовательного пространства, как основного средства диагностики и коррекции проблемных ситуаций и осуществления обратной связи в обучении, как воплощения основополагающих принципов образования.

В работе рассмотрены теоретические основы использования системы критериального оценивания в условиях обновленного содержания образования, определены понятия формативного и суммативного оценивания, описана система работы по использованию на уроках русского языка в начальной школе приемов критериального оценивания, проведена диагностика уровня развития познавательной активности и познавательной самостоятельности младших школьников, представлены результаты экспериментального исследования по внедрению разработанной системы в учебный процесс. 

В заключение авторы пришли к выводу о том, что система критериального оценивания как основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения в условиях обновленного содержания образования приобретает особую значимость, позволяя определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования.

Ключевые слова: критериальное оценивание, формативное и суммативное оценивание, обновленное содержание образования, осознанная саморегуляция, функциональная грамотность, познавательная активность, познавательная самостоятельнось, обучающий эксперимент.

pdf (Қаз)
Язык

Рус

Ключевые слова
Как цитировать

[1]
А.Ш.Жумашева и Ә.Қ.Жетпісбай 2023. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки». 3, 81 (июн. 2023), 39–56. DOI:https://doi.org/10.51889/2956.2022.21.83.005.