Понятие оценивания широко распространено в различных сферах деятельности человека. Вне зависимости от различных обстоятельств, вся деятельность человека оценивается и им самим, и окружающими людьми. Оценка лежит в основе процесса осознанной саморегуляции каждого человека. В связи с изменениями парадигмы «образование на всю жизнь», человек, который владеет навыками оценивания собственной деятельности, четко видит результаты этой деятельности, умеет анализировать, корректировать ее – добивается больших результатов, и является успешным человеком. Поэтому закладывание фундамента навыков оценивания необходимо заложить ещё на этапе школьной деятельности.
В статье освещены вопросы критериального оценивания системы знаний, умений, навыков современного школьника в условиях обновления содержания образования. Новые требования к оцениванию предполагают, что если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной. С этой точки зрения в работе обоснована необходимость использования системы критериального оценивания учебных достижений обучающихся как важнейшего интегрирующего фактора образовательного пространства, как основного средства диагностики и коррекции проблемных ситуаций и осуществления обратной связи в обучении, как воплощения основополагающих принципов образования.
В работе рассмотрены теоретические основы использования системы критериального оценивания в условиях обновленного содержания образования, определены понятия формативного и суммативного оценивания, описана система работы по использованию на уроках русского языка в начальной школе приемов критериального оценивания, проведена диагностика уровня развития познавательной активности и познавательной самостоятельности младших школьников, представлены результаты экспериментального исследования по внедрению разработанной системы в учебный процесс.
В заключение авторы пришли к выводу о том, что система критериального оценивания как основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения в условиях обновленного содержания образования приобретает особую значимость, позволяя определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования.
Ключевые слова: критериальное оценивание, формативное и суммативное оценивание, обновленное содержание образования, осознанная саморегуляция, функциональная грамотность, познавательная активность, познавательная самостоятельнось, обучающий эксперимент.