Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки»

АНАЛИЗ СЕМИОТИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Опубликован December 2021
Алматинский университет энергетики и связи им. Г.Даукеева
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Т. Курманбаева

ст.преподаватель, докторант

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Д. Шайбакова

д.ф.н., профессор

Аннотация

В любой специальной деятельности человека можно различать практический и теоретический подход исследования. В данной статье освещаются проблемы специальной лексики определенного подъязыка, подходы, позволяющие выявить инвентарь языковых знаков. Автор рассматривает процесс семиотически сложных образований научно-технической терминологии, который представляет собой простой экспонент конструкции, например, конструкции «прилагательное плюс существительное», или же случай реализации определенной структурно-семантической модели, в которой значения компонентов, как и их выбор, в известной мере обусловлены характером самой модели. Кроме того отмечается, что языковые системы и подсистемы, которые охватывают переходные элементы, находящиеся на различных ступенях включения или выпадения в ту или иную систему языковых единиц. Также автором предложен синхроническо-семиотический анализ языковых знаков как ступень диахронического процесса знакообразования научно-технической терминологии. В плане синхронии языка ассоциативная связь между собственным и специальным значением сложного знака, в принципе имеет такой же условный, произвольный характер, как и связь между значениями отдельных компонентов нематериальной формы знака. Результат предложенного анализа сложных образований, представляет форму аналитического выражения понятий и функционирование в научно-технической речи параллельно с терминами. Утверждается, что понимание семиотически сложных образований и мотивированности терминов помогает верному использованию понятия в речи.

pdf