Тема образа страны в литературе – одна из наиболее значимых и многослойных в гуманитарных науках, особенно в филологии и культурологии. В условиях глобализации, усиления процессов миграции, трансформации национальной идентичности и пересмотра имперского наследия в постсоветском пространстве понятие «образ страны» становится не только научной категорией, но и инструментом культурной саморефлексии. Литература, как художественная модель мира, неизбежно воспроизводит, осмысляет, транслирует, критикует и переосмысляет образ государства – будь то реальная геополитическая единица или мифологизированная территория. В этом смысле «образ страны» – это синтез представлений, мифов, ассоциаций, архетипов и символов, сконцентрированных в художественном тексте и обращённых к читательскому сознанию.
Особое значение проблема образа страны приобретает в контексте российской литературы и отечественного литературоведения. Россия, обладая богатейшей культурной, географической и исторической многослойностью, всегда выступала объектом пристального внимания писателей, философов, поэтов и публицистов, а также учёных-филологов, стремящихся выявить инвариантные структуры национального самопонимания. В русской литературной традиции, начиная с XVIII века, образ страны был неотделим от поисков национальной идеи, судьбы России, её исторического пути, места в мире и роли в истории человечества.