В статье рассматриваются познавательные идеи в творчестве Абая Кунанбаева. Отражает дух мудрого поэта на национальном знании, национальной идентичности, национальном мировоззрении, религии и языке. Основываясь на статье Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева “Абай и Казахстан в XX веке” был создан мир Абая.Чтобы возродить национальное самосознание, нужно возрадить историю. Таким образом, с помощью произведений Абая был выявлен национальный код и проанализирована мудрость бытия поэта. Будущее всей духовности культуры была доказано глубинной особенностью творчества Абая. Кромо того, ссылаясь на работы ученых исследующих всю сущность произведений Абая был отмечен термин “полноценный” человек в творчестве поэта. Образцовая жизнь произведений Абя связана с его духовной целостностью.
Идеи любви к человеку, величия великого, разума, знания, богатства, спарведливости, добрых дел, стремления сердца, стремления быть сильными, стремления к добру были обоснованы прежде всего. Национальная идентичность, национальная честь, национальное качество, все это раскрыло духовный облик поэта. Была опознана роль национальной духовности Абая. Особенности в его стихах и словах назиданий были анализированы в литературно-теоретическом контексте.
С заключительным мнением о жизни, проанализированы произведения Абая, ставшие философским признанием жизненного пути. Был проведен научный обзор о том, что Абай и критик, и мудрец, и глубокий мыслитель, и остроумный человек. Наследие Абая является наследством подрастающего поколения и продолжением волн эпохи