Статья посвящена идеологическим концептам “Новое” и “Единство”, репрезентирующим в казахстанских СМИ модернизационные процессы в стране и ориентированным на трансформацию общественного сознания. Воздействие данных концептов, по мнению авторов статьи, основано на их ценностной составляющей, лингвокогнитивные механизмы вербализации концептов базируются на приемах, акцентирующих их аксиологический характер. Применяются приемы убеждения и эмоционального воздействия, такие как: градационное употребление ключевой лексемы; метафоризация; акцентирование внимание на слове (неоднократное его употребление); обозначение времени как ценностного аргумента и др. Выявлено, что концепт “Новое” репрезентирует в СМИ такие позитивные ценностные установки, как: новые возможности, новые знания, духовное развитие, конкурентоспособность, открытость, новые технологии, инновации. Концепт “Единство” вербализован аксиологическими ориентирами консолидация, толерантность, межнациональное согласие, единое будущее. Определяется, что ключевой аксиологической установкой, репрезентируемой в казахстанских СМИ при помощи различных эксплицитных и имплицитных лингвокогнитивных средств, является “Новое и единство - это путь к успеху в будущем”.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ДИСКУРСЕ СМИ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
Опубликован June 2021
135
105
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
концепт “Новое”, концепт “Единство”, аксиологические ориентиры, СМИ, лингвокогнитивные технологии, языковая репрезентация
Как цитировать
[1]
Кажигалиева, Г., Орынханова, Г. и Каримова, Б. 2021. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ДИСКУРСЕ СМИ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки. 2, 2(72) (июн. 2021), 50–57. DOI:https://doi.org/10.51889/2020-2.1728-7804.07.