Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки» https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped <p>Научно-методическое издание, основано в 2003 году. Учредитель и издатель: Казахский национальный педагогический университет имени Абая. </p> <p>Направление: лингвистика, литературоведение, педагогика и методика преподавания филологических дисциплин.</p> <p>Казахстанская база цитирования (КазБЦ) – импакт-фактор 0,039 (2020).</p> <p>Языки: казахский, русский, английский.</p> <p>Периодичность: 4 раза в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <p>050010, город Алматы, ул. Достык, 13<br /><strong>Ответственный секретарь:</strong> PhD, и.о.ассоц.профессора Серикова С.К.<br /><strong>Телефон:</strong> 8701 213 82 39 <br /><strong>e-mail: </strong>vestnikfil@abaiuniversity.edu.kz</p> ru-RU Sat, 30 Mar 2024 00:00:00 +0600 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ/НЕТЕРПИМОСТИ В ДЕБАТАХ Д. ТРАМПА И Дж. БАЙДЕНА https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1031 <p class="p1">В этой статье исследуется как выступления политиков раскрывают их взгляды на толерантность и интолерантность. В частности, были выбраны высказывания президентов Д. Трампа и Дж. Байдена в первом дебате. Толерантность является условием и фундаментальным ориентиром политической коммуникации. Подобно этому, проявления интолерантности также могут быть продуманной тактикой, направленной на подрыв позиций противника и утверждение собственного превосходства. Политики используют различные речевые акты, включая угрозы, обещания, извинения и другие, чтобы подстрекать общество к личной выгоде. Цель автора - оценить языковое поведение президентов с точки зрения вербальных актов, которые указывают на толерантность или интолерантность. Первый дебат между Дональдом Трампом и Джо Байденом, который состоялся 29 сентября 2020 года, является частью корпуса исследований. Выводы анализа показывают наличие таких выражений, как процессуальный акт, директивы и поручения, декларативы и репрезентативы, ряд из которых косвенно реализованы через другие глаголы.</p> Алпысбаева С. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1031 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1034 <p class="p1">Эта статья исследует связь между лингвокультурными ресурсами и социокультурной компетенции, исследуя, как люди, участвующие в межкультурном взаимодействии, воспринимают взаимосвязь языка и культуры. Используя смешанный подход, исследование сочетает в себе анализ литературы с полуструктурированными интервью с 20 участниками. Результаты показывают согласованность среди участников относительно взаимосвязанной природы языка и культуры, о чем свидетельствует их опыт погружения в социолингвистическую среду английского языка, участия в культурном диалоге и включения культуры английского языка в практику преподавания. Значение исследования распространяется и на языковое образование, подчеркивая важность целостной языковой и культурной интеграции для развития социокультурной компетенции.</p> Бержан А., Аяпова Т.Т. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1034 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ ГЕРОЕВ В ЛЕГЕНДАХ НА КАЗАХСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1035 <p class="p1">Актуальность рассмотрения выражения эмоциональной составляющей в легендах обусловлена необходимостью глубинного изучения языка, культуры и мышления народов через фольклорные тексты, выстраивания связей между эмоциями, культурными кодами и лингвистическими ресурсами. Целью данного исследования стала выработка методики для лингвокультурного анализа выражения эмоций персонажей на примере казахских и английских легенд на уроках литературы. В данном исследовании использовались следующие методы: лингвокультурный, контекстуальный анализ, сравнительно-сопоставительный, аналитико-синтетический, метод эксперимента. В ходе изучения лингвокультурных особенностей выражения эмоций в легендах была создана методика лингвокультурного анализа, состоящая из четырех этапов: рассмотрения эмоционального диапазона, оценки специфики лингвокультурного фона, изучения связи между лингвокультуремами и выражением эмоций, рассмотрения используемых для этого лингвистических ресурсов. Таким образом, в казахских народных легендах использовались лингвокультуремы, мифопоэтические средства, исторические сюжеты, пейзажные описания, а в английских легендах – лингвокультуремы, исторические сюжеты, многообразие имплицитных средств. Проведенный эксперимент на базе Кызылординского университета имени Коркыт Ата и Университета «Болашақ» до и после применения разработанной методики лингвокультурного анализа, участниками которого были студенты 1–2 курсов, показал следующие результаты: в среднем показатель осведомленности в культурных, фольклорных и литературных процессах возрос на 6–8%, хотя по некоторым параметрам показатели достигали 12–13 %. В дальнейшем результаты данного исследования можно использовать для сопоставления больших фольклорных жанров на предмет эмоциональной составляющей, рассмотрения лингвокультурных феноменов, разработки методик с целью изучения специфики выражения эмоций в литературных текстах.</p> Закирова А., Майгельдиева Ш.М., Жанбершиева У.Н. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1035 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 РОМАН ТИМОФЕЯ АЛЕКСЕЕВА “ДЕТИ ЗАКАТА“ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1036 <p class="p1">Новейшая художественная литература на сегодняшний день изучена недостаточно, подходы к ее освоению предпринимаются исследователями разные. Материалы статьи дают возможность увидеть перспективы и пути освоения художественного текста с точки зрения современных научных тенденций с опорой на структуральный и историко-функциональные методы современного литературоведения. В статье затрагиваются вопросы, связанные с особенностями «массовой литературы», занявшей значительное место в литературном процессе конца XX – начала XXI веков. Научный интерес представляют объект и предмет исследования: автор и художественный мир путем постижения художественного текста и его поэтики. Уникальностью исследования является то, что творчество Т. Алексеева, как и его произведение не были представлены в современном литературоведении. Не изучен индивидуальный стиль писателя с точки зрения влияния постмодернистских течений, обозначившихся в литературе первого десятилетия XXI столетия. Особое внимание в статье уделяется художественным приемам в обрисовке персонажей, идейно-художественной и нравственной проблематике романа.</p> Демченко Л.Н., Ананьева С.В. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1036 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1037 <p class="p1">Статья посвящена литературной компаративистике, которая является одной из самых значимых областей современной науки о литературе и продолжает вызывать интерес в научных кругах, являясь предметом изучения в разных областях гуманитарного знания; в изменившихся условиях формируются новые представления о ее возможностях и путях развития.</p> <p class="p1">Рассматривается современное состояние литературной компаративистики, сделан обзор научной и научно-методической литературы, освещающей текущее состояние и перспективы развития в Казахстане, на постсоветском пространстве и в мировом сообществе. Акцентируется внимание на дисциплинах, входящих в образовательные программы послевузовского обучения. Подчеркнута необходимость тесной связи современных литературоведческих школ с крупнейшими университетами в разработке новых подходов, сочетающих классические традиции сравнительно-исторического литературоведения и учитывающих новую траекторию развития литературной компаративистики, что подчеркивает практическую значимость данного исследования.</p> Ибраева Ж.Б. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1037 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 КОНЦЕПТ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ПРОЗЕ Ф.ДОСТОЕВСКОГО https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1038 <p class="p1">Целью данной статьи является изучение своеобразия женских образов и определение содержания концепта природы женского характера в литературном наследии Ф. Достоевского. Глубина и масштабность женских образов была связана в творчестве русского писателя с тонким и всесторонним психологическим анализом внутреннего мира его героинь, с обстоятельствами их жизни и социального окружения, сформировавшими систему их нравственных ориентиров и душевных качеств. В женском характере у Ф. Достоевского доминирует биполярность, которая обусловлена внутренним конфликтом, заложенным в основу миропонимания и психологического состояния личности.</p> Ломова Е.А., Серикова С.К. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1038 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 БАЛАГАННЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПРОЗЕ А. НИКОЛЕВА2 И В КОНТЕКСТЕ «ПОДПОЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» 1930-х гг. https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1039 <p class="p1">В данной статье дается уточнение термин «балаганная традиция». Термин «балаганная традиция» преставляется мне удобным определением аспекта литературного процесса, которое отсылает к определенной писательской стратегии литературы как Серебряного века, так и последующего за ним периода, но в 1930-е гг. постулаты данного феномена кардинально отличаются от тех, которые были присущи литературе дореволюционного времени по целому ряду причин. При всей условности этого термина, я принимаю его, осознавая неточность формулировки, очень удобной для работы на той стадии, на которой находится мое исследование. Далее рассматривается «Балаганная реминисценция» в прозе А. Николева, которые могут относиться к воспоминаниям персонажей о прошлом, обычно о детстве или юности, которые могут быть искаженными или идеализированными. Проза А. Николева рассматривается в контексте «подпольной литературы» 1930-х годов в Советском Союзе. Подпольная литература того времени часто была направлена на выражение индивидуального мнения, которое не соответствовало официальной идеологии. В этом контексте «балаганные реминисценции» могли представлять собой акт сопротивления или побега от преследования за выражение новых идей и строя. Они могли служить способом сохранения личной свободы и интеллектуальной независимости в условиях политической репрессии.</p> Массимо М. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1039 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ВЛИЯНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА НА РАЗГОВОРНЫЕ НАВЫКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1041 <p class="p1">В настоящее время владение английским языком является одним из наиболее важных и иногда необходимых аспектов во всех областях. Однако достижение мастерства в беглости и точности речи представляет собой сложную задачу для изучающих язык. Для улучшения разговорных навыков необходимо овладеть достаточным словарным запасом. В этой статье исследуются сложные взаимосвязи между владением словарным запасом и навыками разговорной речи на английском языке с целью дать детальное понимание того, как владение лексикой влияет на компетентность устного общения. Целью данного исследования является предоставление детального понимания того, как владение лексикой влияет на компетентность устного общения, а также изучение ключевого пересечения владения словарным запасом и навыков разговорной речи на английском языке, используя в качестве основы обучения инновационный метод «Вовлекайся, изучай, активируй» (ESA). Используя смешанный метод исследования, исследование объединяет количественные оценки и качественный анализ для изучения степени, в которой владение словарным запасом человека коррелирует с его способностью формулировать мысли и идеи на разговорном английском языке.</p> Альжанова А.А., Мухатбек А.М., Кузембекова Ж.Ж. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1041 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1042 <p class="p1">В современном мире система обучения постоянно находится в стадии развития, в связи с ежедневным появлением новых, более эффективных методов обучения, позволяющих добиться результата в разы быстрее. Методика обучения иностранному языку требует применения аутентичных материалов, чтобы студенты могли применять полученные знания на практике. Материалы СМИ позволяют студентам погружаться в естественную среду использования иностранного языка, а значит это позволяет им коммуницировать на более естественном уровне, обсуждать вопросы мирового значения и вести светские беседы с представителями иноязычной культуры и носителями языка. Целью данного научного исследования является изучение эффективности использования материалов СМИ для развития навыков коммуникации у студентов более продвинутых уровней владения английским языком (B2, C1). В данной статье описываются результаты педагогического эксперимента с учащимися 2-го курса факультета филологии по направлению «Иностранный язык: 2 иностранных языка». Результаты проведенного педагогического исследования имеют ценную практическую значимость, потому как могут быть использованы в дальнейших научных работах по заданной теме. В результате подготовки данной статьи было установлено, что использование материалов СМИ положительным образом влияет на развитие коммуникативных навыков студентов, потому что повышается их беглость речи, умение поддержать разговор на заданную тему, меньшее количество грамматических и лексических ошибок в английской речи.</p> Зулавдунова Ф.Б., Камзина А.А. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1042 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ А. КЫРАУБАЕВОЙ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1043 <p class="p1">По сей день, с тех пор, как человечество стало человеком, взрослые учили детей работать, чтобы подготовиться к взрослой жизни. На протяжении веков общества менялись, и все становилось сложнее. Также изменились знания и используемые виды работы, навыки и инструменты, необходимые для выполнения работы. Появилась технология обучения, способствующая изменению сложности, объема и содержания работы. Со временем меняется и мышление человека, у него есть свои плюсы и минусы, но такие профессора, как Алма Кыраубаева, не только описали изменение, но и предложили предпосылки для его подготовки. Основной целью современного образования, по мнению ученых-новаторов, является создание условий для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование, обеспечивающее знакомство ребенка с миром человеческих ценностей, формирующее положительный жизненный опыт, обращается к одному из важнейших инструментов как к древней литературе, составляющей ядро национального воспитания. В этой статье рассматривается интеграция древней литературы и национального воспитания на основе исследования профессора Алмы Кыраубаевой. В статье обсуждается интеграция научных и литературных знаний, которые способствуют повышению эффективности обучения в целом. Древняя литература как путь и практика народа повышает познавательную творческую активность подрастающего поколения. Древняя литература-это судьба народа, понимание которой открывает студентам смысл его жизни, позволяет им занять место в жизни, использовать все возможности для самореализации. Эти возможности уникальны своими культурными и социальными аспектами. Для организации освоения шедевров древней литературы необходимо взаимодействие различных наук как системы образования подрастающего поколения. Это может быть взаимодействие исторической науки и литературы или педагогики и музыки. Современному обществу нужен человек, способный мыслить самостоятельно, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, готовый к особой индивидуальной и коллективной работе, понимающий влияние своих действий на себя, других людей и окружающий мир.</p> Кумисбекова Ж.Н., ОразбаеваФ.Ш. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1043 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 РОЛЬ И МЕСТО Р.Б. НУРТАЗИНОЙ В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНСКОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1044 <p class="p1">Объектом данной статьи является лингводидактические принципы в педагогическом наследии известного казахстанского методиста 2-ой половины 20-го столетия Нуртазиной Рафики Бекеновны, центральной идеей творчества которой была активизация познавательной деятельности учащихся казахских школ на уроках русского языка и литературы. Обращение к данной теме обусловлено тем, что основополагающие принципы ее деятельности нашли логическое продолжение в современной антропоцентрически направленной лингводидактике. И это представляется вполне логичным в плане преемственности лингводидактических традиций. Целью данной статьи является выявление общего и специфичного в лингводидактической деятельности Р.Б.Нуртазиной сквозь призму современной научно-образовательной парадигмы.</p> Мусатаева М.Ш., Дюсенова Д.С. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1044 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗУЧАЮЩИХ ЯЗЫК С ПОМОЩЬЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1045 <p class="p1">Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранного языка является поиск эффективных средств обучения. Меняющаяся реальность, развитие технологий, доступ к новым источникам информации меняют образовательный процесс, наполняя его новыми элементами, которые можно использовать для развития индивидуальных способностей учащихся, раскрытия их потенциала, повышения уровня языковой подготовки и развития навыков.</p> <p class="p1">Использование ИКТ является одним из эффективных средств обучения. Компьютерные программы помогают тренировать различные формы речевой деятельности и объединять их в разные модули. Использование средств ИКТ также способствует формированию лексических способностей, пониманию языковых явлений, автоматизации языковых и речевых действий, созданию коммуникативных задач, а также обеспечивает реализацию личностного подхода и внедрение самостоятельной работы учащихся.</p> <p class="p1">Цель исследования – обосновать и проверить на практике эффективность использования ИКТ в развитии лексических навыков. Несмотря на это, существует ряд проблем: не все вузы имеют необходимое техническое оборудование; во многих университетах количество компьютеров не соответствует количеству студентов; недостаточный уровень ИКТ и компетентности учителей; их непрофессионализм, а иногда и нежелание использовать современные ИКТ-технологии. Решение этих задач объясняет актуальность рассматриваемой проблемы.</p> Омарова М.Д., Нуржанова Ж.Д. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1045 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1046 <p class="p1">В статье авторы рассказывают об истории становления обучения на расстоянии в Казахстане. Рассматривают различные виды (формы) дистанционного обучения и особенности его внедрения в разных странах и Казахстане. Авторы делятся опытом внедрения дистанционного обучения в своем вузе. В статье рассмотрены особенности методики преподавания русского языка в вузе искусства в условиях дистанционного обучения. Авторы приводят примеры реализации дистанционных образовательных технологий на примере самостоятельной работы обучающихся, задания для предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы на уроках русского языка в условиях кредитной технологии обучения. Авторы приходят к выводу, что дистанционные образовательные технологии не должны исключать непосредственного контакта студента с преподавателем. Они являются только одним из способов ведения образовательной деятельности в вузе. Наиболее эффективным в процессе обучения языкам в вузе будет интеграция дистанционной образовательной технологии с очной формой обучения.</p> Таирова Н.А., Айткулова Ж.Б. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1046 Tue, 11 Jun 2024 00:00:00 +0600 ТЕНДЕНЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В КАЗАХСТАНЕ (на материале опроса студентов вузов города Алматы) https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1047 <p class="p1">В статье авторы представили продолжение своего исследования 2016 года, целью которого было обозначения и изучение современных тенденций в использовании казахского, русского и других языков студенческой молодежью. С данной целью авторами было проведено анкетиро-вание среди студентов некоторых вузов г. Алматы (Республика Казахстан) с разными языками обучения. В статье авторы знакомят с результатами анкетирования, цель которого – отследить какие языки предпочитают использовать казахстанские студенты в быту, учебе и неформальном общении. Данное анкетирование продолжает исследование, проведенное авторами в вузах города Алматы в 2016 году. Имея большой практический опыт преподавания русского языка в вузе, авторы безусловно наблюдают определенные изменения, происходящие в языковых предпочтениях казахстанских студентов. Авторы статьи приходят к выводу, что продолжают укрепляться позиции казахского языка как государственного и основного языка подготовки студентов в высших учебных заведениях. При этом наблюдается ослабление позиции русского языка как языка подготовки обучающихся в вузе и средство коммуникации в семье и неформальном общении, однако, он продолжает оставаться востребованным для студентов как средство получения дополнительной информации и средство коммуникации в Интернете.</p> Таирова Н.А., Джубанова Г.Д. Copyright (c) 2024 https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1047 Fri, 03 May 2024 00:00:00 +0600