https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/feed Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки 2025-03-30T00:00:00+06:00 Абишева Сауле Джунусовна s.abisheva@mail.ru Open Journal Systems <p>Научно-методическое издание, основано в 2003 году. Учредитель и издатель: Казахский национальный педагогический университет имени Абая. </p> <p>Направление: лингвистика, литературоведение и методика преподавания филологических дисциплин, а также смежные научные направления - журналистика и переводоведение.</p> <p>Казахстанская база цитирования (КазБЦ) – импакт-фактор 0,039 (2020).</p> <p>Языки: казахский, русский, английский.</p> <p>Периодичность: 4 раза в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <p>050010, город Алматы, ул. Достык, 13<br /><strong>Главный редактор:</strong> д.ф.н., профессор Абишева С.Д.<br /><strong>Телефон:</strong> 8 701 407 0055 <br /><strong>e-mail: </strong>vestnikfil@abaiuniversity.edu.kz</p> https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1167 ТВОРЧЕСТВО БЕРДИБЕКА СОКПАКБАЕВА В ОБЛАСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1924-1991) 2024-12-20T19:07:41+06:00 Абишева С.Д., Абуова Б.П. bibizhan@mail.ru <p style="font-weight: 400;">Статья, посвящённая творчеству Бердибека Сокпакбаева, рассматривает ключевые аспекты произведений известного казахского писателя, ставшего классиком детской литературы Казахстана. В статье акцентируется внимание на реалистичном и искреннем изображении детства, отражении казахского быта и национальных традиций. Центральное место в обсуждении занимает его наиболее известная повесть «Меня зовут Кожа», в которой через истории главного героя поднимаются темы дружбы, семьи, ответственности и самопознания. Также затрагиваются более серьёзные вопросы, такие как воспитание молодёжи, взаимоотношения между поколениями и поиск смысла жизни. Произведения Сокпакбаева и по сей день актуальны среди читателей, значимы для современной казахской литературы и имеют огромное влияние на формирование нравственных ценностей молодого поколения.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1172 ПРИРОДА МИСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ ТОНИ МОРРИСОН «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ» 2024-12-28T19:04:30+06:00 Мустояпова А.Т. mustoypova2017@gmail.com <p>Статья посвящена анализу романа лауреата Нобелевской премии по литературы 1993 года Тони Моррисон «Возлюбленная» на предмет использования автором элементов мистики. Краткий обзор литературы позволяет определить степень разработанности проблемы использования замещающего языка для репрезентации и проработки травматического опыта, связанного с рабством и расовой дискриминацией. Данная проблематика рассматривается в рамках теории травмы и концепции коллективной памяти. Автором статьи предлагается и подвергается анализу гипотеза, касающаяся происхождения и семантики мистического в романе Т. Моррисон «Возлюбленная». В центре внимания оказываются способы выражения последствий и переживания травматического опыта героини романа. Элементы мистического для Т. Моррисон становятся главным изобразительным средством для передачи того, что не может быть выражено привычными художественными средствами, логичным языком. Кроме того, исследование природы мистического позволяет раскрыть своеобразие художественного метода Т. Моррисон и функции замещающего образного языка. В связи с этим поднимается вопрос о вкладе Т. Моррисон в создание канона афроамериканского письма, отличного от доминирующей англосаксонской литературной традиции.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1203 Переплетение идентичностей: «СВОЙ – ЧУЖОЙ – ДРУГОЙ» в рассказах С. А. Муминова 2025-03-17T14:52:27+06:00 Серикова Л.А. lida.serikova.2000@mail.ru <p>В данной статье описываются отношения внутри парадигмы «Свой – Чужой – Другой» как в реальном мире, так и в мире художественной литературы. В пример приводится соотнесение человека или литературного героя к определенной группе, подходящей ему культурой, традициями, устоями и др. С помощью тройственной оппозиции «Свой – Чужой – Другой» проводится анализ произведений С. Муминова «Кухарка и любовь» и «Утешение Философией». Целью которого является раскрытие героев миниатюры и рассказа со стороны парадигмы «Свой – Чужой» и «Свой – Другой».</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1187 НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ : ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРАДИГМ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В КИТАЕ С НАЧАЛА НОВОГО ВЕКА 2025-02-26T18:06:14+06:00 Сылам Д., Вэньлян Ц. dina.slamkyzy@gmail.com <p>С начала нового тысячелетия быстрое развитие городов в Китае оказало глубокое влияние на образ жизни, способы мышления и эмоциональные переживания людей. Изменение городского опыта расширило нарративное пространство городской литературы и способствовало трансформации её парадигм, отражая характерные черты эпохи в произведениях нового века. Исследование направлено на изучение особенностей и вызовов в развитии городской литературы, рассматривая четыре аспекта: взаимодействие города и деревни в условиях урбанизации, изображение городской жизни в эпоху интернета, формирование локального городского опыта в контексте глобализации и футуристические представления о городе, вдохновлённые технологическими достижениями.</p> <p>Целью исследования является анализ адаптации городской литературы к быстро меняющимся условиям урбанизации, что оказывает значительное влияние на культурные и социальные аспекты жизни. Работа раскрывает новые тенденции и парадигмы, отражающие современные реалии городской жизни, исследуя, как урбанизация и глобализация изменили восприятие и выражение городской идентичности в литературе. Задачи исследования включают анализ изменений литературных тем, методов и стилей, исследование влияния социально-культурных факторов на развитие литературы, а также определение практической значимости этих изменений для современного литературного процесса. Практическая значимость заключается в предоставлении рекомендаций для писателей и исследователей по адаптации литературных форматов к современным условиям и запросам читателей. В ходе исследования применяются тематический, исторический и литературный методы анализа, позволяющие выявить изменения в литературных темах и стилях, а также изучить социально-культурные факторы, влияющие на развитие литературы. Основные выводы показывают, что современная городская литература Китая отражает изменения в социальной структуре, культуре и восприятии городской среды, подчеркивая необходимость дальнейшего изучения локального опыта и исторических аспектов для глубокого понимания урбанистических процессов.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1181 НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ В РАССКАЗЕ БАХЫТЖАНА КАНАПЬЯНОВА «БАХЧИСАРАЙ» 2025-02-03T13:33:17+06:00 Умирханова Ш.А., Орынханова Г.А. gibadato.1972@gmail.com <p>Статья посвящена анализу рассказа Бахытжана Канапьянова «Бахчисарай» с фокусом на проблему национальной идентичности и культурной памяти. В ходе исследования рассматриваются способы, которыми автор через образ и переживания героя передает тему утраты родины и сохранения культурной памяти в условиях изгнания. Образ старика Кемаля, переживающего ностальгию по Крыму, а также символика Бахчисарая становятся центральными элементами для понимания глубины связи с родной землей и с прошлым. В статье используется метод системного анализа, а также подход к исследованию через психоэмоциональную и культурную реконструкцию, которая помогает раскрыть механизмы сохранения национальной идентичности через переживания героев. Рассказ Канапьянова позволяет увидеть важность памяти и духовной связи с родной культурой, несмотря на внешние трудности и насильственное изгнание.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1182 Способы изучения синонимов казахского языка методом психолингвистики 2025-02-06T20:22:41+06:00 Жиренов С.А. Saken82@mail.ru Ержанқызы Ә. erzhankyzy91@gmail.com <p>Целью статьи является доказательство эффективности психолингвистического подхода, который является составной частью комплексного анализа синонимов. За счет развития словарного запаса современного казахского языка сформировалась тенденция повышения жизнеспособности языка. Основным показателем словарного запаса языка являются синонимы, а это значит, что динамику развития языка можно определить выявляя изменения в его развитии. Поэтому, комплексное исследование процесса расширения или сокращения синонимического ряда очень важно. В статье предложена необходимость комплексного дополнения словаря синонимов современного казахского языка и пути ее решения. Спектр синонимов в нашем языке не охватывает полностью лексический пласт, он ограничивается лексическими синонимами. В состав синонимии не включаются авторские окказиональные словоупотребления, регулярные словосочетания, регулярные сравнения, образные слова и парафразы. Поэтому среди синонимов должны иметь место образные обороты со смысловым значением, поскольку они являются выражением в языке примитивных и стереотипных человеческих мыслей. На основе психолингвистического анализа слов-синонимов доказано, что увеличивается количество синонимических единиц, возрастает ценность языка. Исходя из этого, цель статьи – продемонстрировать, что синонимы можно изучать психолингвистическим методом. В статье доказывается эффективность метода ассоциативного анализа, метода смещения, метода интуиции и стереотипных методов познания.</p> 2025-03-29T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1194 МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗВУКОВ ПРИРОДЫ И ТЕХНИКИ В РУССКОМ, КАЗАХСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 2025-03-05T23:48:08+06:00 Молдагалиева Р.Ш., Бигалиева А.С. moldagaliyeva66@mail.ru <p>В статье были проанализированы метафорические употребления глаголов речи, основанные на звуках природы и техники, в русском, казахском и английском языках. Исследование направлено на выявление закономерностей метафоризации и ее различий в трех языковых системах. Особое внимание было уделено глаголам, обозначающим звуки грома, воды и механические шумы, а также их семантическим особенностям. Анализ материала, извлеченного из Национального корпуса русского языка, Алматинского корпуса казахского языка и Британского национального корпуса английского языка, показал, что звуки природы метафорически связаны с эмоциями и тембром голоса, тогда как звуки техники передают индивидуальные особенности речи человека. Работа способствует более глубокому пониманию механизмов метафоризации, языкового мышления и межкультурных различий.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1180 ИМЕНА ДЛЯ ДЕВОЧЕК: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ 2025-01-29T11:35:59+06:00 Пашан Д.М. pashan_dan@mail.ru <p><em>Аннотация</em></p> <p>Содержание статьи рассматривает имена, представляющие интерес в современном языковом пространстве, в языково-социальном аспекте. Имя – одно из самых важных и личных качеств каждого человека. Он остается с нами на протяжении всей нашей жизни и определяет нашу личность, наши культурные традиции и наши религиозные принципы. Выбор правильного имени для ребенка также является сложной задачей. Каждый родитель считает своим долгом дать своему потомству хорошее имя.</p> <p>В статье проведем анализ современных имен казахских девушек. Существуют механизмы и принципы, в которых предпочтение отдается выбору личного имени. В исследовании говорится о реализации этих процессов. Предлагаются популярные имена и их смысловой, познавательный анализ. В результате определяются приоритеты в присвоении имен девушкам.</p> <p>При проведении исследования использовались сравнительно-исторические, статистические, этимологические, ретроспективные методы. Автор приводит примеры в языковом обороте, сравнивая научные высказывания, касающиеся имен людей. Показаны особенности формирования и формы имен. Статистические данные Стат.гов.взято с сайта кз. На основании полученных данных был проведен сравнительный анализ.</p> <p>&nbsp;</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1190 И.М. САБАШНИКОВ (ЮРИНСКИЙ) – ПЕРЕВОДЧИК ЭДВИНА АРНОЛЬДА* 2025-03-03T10:59:45+06:00 Жаткин Д.Н., Сердечная В.В. marina-darkir@mail.ru <p><em>Аннотация</em></p> <p>В предлагаемой статье рассматривается вклад И.М. Сабашникова (1855-1931) в популяризацию творчества Э. Арнольда в России в конце XIX – начале XX века. Подробно анализируются особенности его стихотворного перевода поэмы “Свет Азии” (1891), сопоставляются с первым русским переводом А.Н. Анненской (1890). Отмечаются случаи отступления от оригинала, обусловленные как языковыми различиями, так и стремлением переводчика к русификации и эмоциональной окраске текста. Особое внимание уделяется анализу перевода “Беседы Будды” (1892) и поэмы “Тайна смерти” (1892), а также предпринятой Сабашниковым попытке перевода христианского эпоса Арнольда “Свет мира” (1917). В статье также анализируются читательские отзывы на перевод “Света Азии”, в частности, заметки Н.С. Лескова и Д.И. Менделеева.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>И.М. Сабашников, Эдвин Арнольд, “Свет Азии”, перевод, русификация, буддизм, ориентализм, Н.С. Лесков, Д.И. Менделеев.</p> <p><em>&nbsp;</em></p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1202 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАКУНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2025-03-17T10:55:25+06:00 Жиндеева Е.А. jindeeva@mail.ru <p>В предлагаемой статье рассматривается практическая возможность использования приема лакунизации в системе сравнительно-сопоставительного изучения литературных образцов в современной российской школе. Представлены результаты проведенного на базе МОУ «Лицей № 25 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова» г.&nbsp;о. Саранска Российской Федерации методического эксперимента. Применение заявленной методики позволяет выявить закономерности учебно-воспитательного процесса, учитывающие внедрение лакунизации; определить факторы, влияющие на усвоение знаний, навыки понимания и умения приятия другой культуры, что способствует комплексному развитию многих аспектов литературного образования, подчеркивая важность индивидуального подхода к обучению.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1175 Содержание и методика преподавания фольклора в школе: морфология волшебной сказки 2025-01-22T19:07:35+06:00 Ибраева Ж.Б., Курманчакова А.Э. igb1006@mail.ru <p>Данная статья посвящена исследованию морфологических особенностей казахской волшебной сказки. В работе используется методология морфологического анализа, основанная на классической теории, предложенной В. Проппом в «Морфологии волшебной сказки», проводится детальное исследование структурных элементов, сюжетных образов и лингвистических особенностей казахских волшебных сказок. В статье анализируется типичная структура и сюжетные элементы казахских волшебных сказок, выделены ключевые персонажи и определены их функциональные роли. В исследовании подчеркивается важность казахских волшебных сказок в формировании культурной и языковой идентичности, а также их влияние на развитие казахского языка и литературного стиля. Исследование морфологии казахской волшебной сказки имеет важное значение для понимания культурного наследия Казахстана и обогащения научных знаний в области литературного анализа и фольклористики. Результаты исследования могут быть полезными для понимания специфики казахской литературы, а также для расширения знаний в области теории литературы по вопросам структурообразующих элементов произведения.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1193 ЗВУКОЦВЕТОВОЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. БЛОКА О ВЕСНЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 2025-03-05T10:48:49+06:00 Молдагали М.Б., Асылбекова М.С., Проскурина Л.В. mmoldagali@list.ru <p>В предлагаемой статье рассматривается звукоцветовой анализ поэтического текста, основанный на взаимодействии звука и цвета. Особое внимание уделяется анализу стихотворений А.А. Блока «Сольвейг» и «О, весна без конца и без краю…», через фоносемантические методы выявляются цветовые ассоциации текста. Представлены результаты анализа, полученные с помощью сайта «Звукоцвет.ру» и искусственного интеллекта. Сравниваются различные подходы к определению звукоцветового настроения стихотворений, выявляются доминирующие цвета и их символическое значение в контексте творчества А. Блока. Применение различных методик позволяет определить преобладающую цветовую гамму стихотворений и их символическое значение. Исследование делает литературный анализ более глубоким и наглядным, способствуя развитию аналитического мышления учащихся.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1173 Изучение английского языка через искусственный интеллект: новые горизонты обучения 2025-01-04T23:34:13+06:00 Назарбекова Г.А. documentwork2023@gmail.com <p>В данной работе рассматривается применение искусственного интеллекта (ИИ) в процессе изучения английского языка, акцентируя внимание на его потенциале для улучшения образовательных практик. В условиях стремительного развития информационных технологий традиционные методы обучения становятся недостаточно эффективными, что создает необходимость внедрения новых подходов. Искусственный интеллект предлагает адаптивные системы обучения и интерактивные приложения, которые позволяют индивидуализировать образовательный процесс, учитывая потребности и уровень подготовки каждого учащегося.</p> <p>Одной из ключевых разработок в рамках исследования является создание интеллектуального языкового ассистента под названием LinguaBot. Этот ассистент был разработан для поддержки студентов в изучении английского языка, предоставляя интерактивные упражнения, мгновенную обратную связь и возможность практиковать разговорную речь. Работа анализирует существующие исследования, проведенные как в Казахстане, так и за рубежом, подчеркивая важность интеграции ИИ в образовательные программы. В частности, рассматриваются работы казахстанских ученых, таких как А. С. Нурмухамбетова и М. К. Тлеубердиева, которые акцентируют внимание на потенциале ИИ для повышения качества обучения языкам. Также обсуждаются международные исследования, включая работы Дж. С. Кенни и Л. М. Розен, которые демонстрируют успешные практики внедрения ИИ в языковое обучение.</p> <p>В результате проведенного исследования выявлено, что использование технологий ИИ, таких как LinguaBot, значительно повышает уровень вовлеченности студентов и улучшает их языковые навыки. Работа подчеркивает необходимость подготовки преподавателей к использованию новых технологий и предлагает рекомендации по дальнейшему исследованию в этой области.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1188 Каково влияние английского языка как доминирующего на другие языки в системе образования Казахстана? 2025-03-02T15:18:31+06:00 Оспанов Е., Иманғали Ө. orken.007@mail.ru <p><strong>Аннотация</strong></p> <p>В данной статье анализируется влияние доминирования английского языка в системе образования Казахстана. В рамках политики трёхъязычия английский язык стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучение на английском языке способствует международной интеграции, расширению возможностей научных исследований и повышению конкурентоспособности студентов на глобальном рынке труда. Однако этот процесс может ослабить роль казахского и русского языков, усилить языковое неравенство и негативно сказаться на сохранении культурных ценностей. В статье рассматриваются мнения студентов на основе результатов анкетирования. Исследование выявило как преимущества доминирования английского языка в системе образования, так и его возможные последствия для местных языков. В связи с этим государственная языковая политика должна учитывать глобальные возможности английского языка, при этом направляя усилия на сохранение и развитие сферы применения казахского языка.</p> 2025-04-06T00:00:00+06:00 Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки