https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/feedВестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки2024-09-28T00:00:00+06:00Open Journal Systems<p>Научно-методическое издание, основано в 2003 году. Учредитель и издатель: Казахский национальный педагогический университет имени Абая. </p> <p>Направление: лингвистика, литературоведение и методика преподавания филологических дисциплин, а также смежные научные направления - журналистика и переводоведение.</p> <p>Казахстанская база цитирования (КазБЦ) – импакт-фактор 0,039 (2020).</p> <p>Языки: казахский, русский, английский.</p> <p>Периодичность: 4 раза в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <p>050010, город Алматы, ул. Достык, 13<br /><strong>Главный редактор:</strong> д.ф.н., профессор Абишева С.Д.<br /><strong>Телефон:</strong> 8 701 407 0055 <br /><strong>e-mail: </strong>vestnikfil@abaiuniversity.edu.kz</p>https://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1116ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИЗИРОВАННОЙ МЕДИАРИТОРИКЕ 2024-08-22T16:49:37+06:00Уланович О.И.oksana.ulanovich@mail.ru<p>Эстетизация медиариторики – одно из направлений развития медиаречи в рамках общего трансформационного процесса эстетизации медиакоммуникации. Эстетизация медиариторики рассматривается в статье как насыщение медиаречи образными стилистическими фигурами, такими как аллегории, аллюзии, тропы, неклассифицированные метафорические выражения и образная фразеология, которые придают речи рецептивную и эмфатическую выразительность. Данные риторические фигуры строятся на механизме когнитивной метафоры и образуют четыре типологические группы метафорических образов: антропоцентрические, эзотерические, природные и артефактные. В формальном измерении эстетизации, эти образные фигуры выступают элементами визуальной эстетики через слово, пробуждают игру чувств, разума и воображения. В идеологическом измерении эстетизации, данные образные фигуры, будучи наделенными культурно-символическими значениями, проецируют посредством метафорического ассоциирования опыт прошлых переживаний реципиента на восприятие актуальных событий, преподносимых в СМИ. Создаваемые речевые образы работают в зоне дорефлексивного, интуитивно-чувственного познания. Через «сговор» с чувствами реципиента они интроецируют смыслы и установки, так как яркие, простые и быстрые впечатления более эффективно, чем словесная аргументация, формируют уверенные и устойчивые суждения.</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1104СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗОК О ЛЕНИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ2024-08-17T12:49:22+06:00Цуй Ц., Жумагулова Б.С.bakitgul@inbox.ru<p>Проблема вербализации концептов и способы их репрезентации всё чаще привлекает внимание исследователей. В текстах сказки закодировано коллективное сознание народа, его история, культура, поведение, язык. Сказки имеют аксиологическую установку, что позволяет говорить об их высоком дидактическом потенциале. Выявлению особенностей организации семантического пространства текста сказок о ленивом человеке, определению его аксиологического статуса посвящена данная статья. В статье представлена модель дискурсивного анализа текста сказок, алгоритм которой включает базовые компоненты концептуального анализа, а также анализ основных текстовых категорий: имя персонажа, пространство, действие, время. Данные компоненты выявляются как в русской, так и китайской сказке. В русской сказке «Емеля-дурак» имеется волшебный помощник – заговор щуки, который помогает герою пройти путь социализации и взросления. В китайской сказке «Ленивец» роль волшебного помощника выполняет ритуал, применение которого не помогло персонажу пройти путь взросления. Определено, что в текстах сказок аксиологический статус концепта «ленивый человек» в русском языковом сознании имеет как негативную, так и положительную оценку; в китайском языковом сознании – негативную оценку.</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1126ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ И ДИСКУРСИВНЫЙ ХАРАКТЕР РОМАНА " ПРЕСТУПЛЕНИЕ"2024-09-16T11:36:51+06:00Акиш Н.Б., Мурсал А.aigerimmursal@mail.ru<p><em>В статье проведен анализ романа «Преступление» Кажыкумара Шабданулы, одного из видных представителей казахской литературы в Китайской Народной Республике. В данной исследовательской работе подробно описаны в дискурсивном смысле основные герои данной работы, их внутренние мысли и взаимосвязь внешней среды. В статье основная фабула исходит из реальности эпохи, в которой события происходят в соответствии с понятием художественного времени и художественного пространства.</em> <em>Художественное произведение писателя определяется тем, что он умел сочетать художественные средства с помощью различных методов и приемов психологического исследования. Кроме того, анализируется и мастерство писателя, который сумел на художественном уровне передать реальность жизни и политические и социальные конфликты времени и пространства, изображенные в произведении.</em></p> <p><em>Также</em><em> о</em><em>сновная цель научной статьи – изучить художественно-идеологические особенности шеститомного романа</em><em> К. </em><em>Шабданулы «Преступление» и дифференцировать его с точки зрения сегодняшнего дня.</em> <em>В то же время этот роман, еще не получивший широкого изучения, будет проанализирован на основе дискурса, новейшего направления современной литературы и текстологии. Рассмотрены мнения и выводы мировых</em><em> и отечественных</em><em> ученых, связанные с этим термином. Акцент делается на типах транзакционного и </em><em>экспазионного </em><em>дискурса, используемых писателем, и нарративной системе.</em></p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1123Современное состояние и перспективы развития литературы2024-09-06T12:48:32+06:00Алмазұлы Д., Оспанов Е.almazuly.daniyal@mail.ru<p>В рамках экспериментального исследования, проведенного в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по изучению влияния графических романов на навыки понимания прочитанного у студентов литературного факультета, в этой статье будет представлен процесс до, во время и после чтения, применяемый как к традиционным текстовым, так и к графическим романам, а также реакция студентов на них. Таким образом, мы хотим проиллюстрировать, как графическая новелла, как аутентичный ресурс, может быть внедрена в курсы чтения для развития (критических) способностей к чтению.</p>2024-10-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1138Формально-стилистические компоненты эпопеи М.О. Ауэзова «Путь Абая»2024-09-27T14:18:37+06:00Жанабаев К., Ақбердіқызы У.ulpan-0392@mail.ru<p><em>Древняя эпическая традиция значительно повлияла на становление современного казахского литературного языка. Она стала основной базой современной философии, литературы и эстетики. Но в ту литературную эпоху, когда создавался великий роман М.О. Ауэзова, про эпическую традицию – носительницу здоровых нравственных начал, – и в особенности про традицию жырау не писали, привязав к ней ярлык – «идеализация ханского прошлого и патриархально-байской действительности». Именно по этой причине в романе-эпопее не упоминается термин жырау. Не воссоздан этот образ и в силу исторической действительности Нового времени, времени Абая, когда жырау сошли с исторической арены, хотя художественная логика писателя позволяет проследить бессмертную устно-литературную преемственность акынами традиций предыдущей эпохи. Сегодня это явление мы именуем Степным знанием. </em></p> <p><em>Несмотря на особый статус, на свои отличительные социальные функции, на мировоззрение и способы интерпретации действительности и жырау, и акыны восходят к одному истоку, древнему устному фонду, откуда они черпают ритмы, сюжеты, мотивы, темы и образы, средства художественной выразительности и изобразительности, то, что мы сейчас называем формульным стилем по предложению эпосоведов М.Пэрри и А.Б. Лорда. </em></p> <p><em>Поскольку в творчестве акынов абаевской эпохи все прослеживается эта могучая стилевая техника жырау и проявляется она с особенной силой в творчестве наиболее талантливых акынов Нового времени, то формульный закон, формирующий язык и стиль, всю формульную эстетику поэтов Нового времени, следует изучать в сравнительно-сопоставительном аспекте. В этом заключается и основная цель настоящего </em><em>статья</em><em>.</em></p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1137ПАРАДИГМА «СВОЙ – ЧУЖОЙ – ДРУГОЙ»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА2024-09-26T23:27:16+06:00Серикова Л.А.lida.serikova.2000@mail.ru<p><em>Аннотация</em></p> <p>В статье предлагается философская концепция «ксенологии» (науки о чужом) как способе познания себя через познание культур «чужого», как способе формирования собственной идентичности. Автор формулирует четыре части ксенологической парадигмы. Во-первых, мы можем осознать свое Я, лишь через «другое» и «чужое». Во-вторых, цивилизационная, культурная и национальная идентичность актуализируется при столкновении или конфликте с «чужим». В-третьих, наш «Я - образ» уже заложен в саму модель «чужого». В-четвертых, образ «чужого» в той или иной культуре может служить важным показателем уровня ее развития, а также инструментом не только самоутверждения, но и самопонимания, самооценки, самокритики, а также стимулом самосовершенствования. В качестве иллюстрации этих принципов в статье предлагается объяснение понятий парадигмы «свой – чужой – другой» в теории на примере отношений между современными людьми, а также внутри рассказов казахстанской писательницы Умит Тажикеновой. В заключении статьи автор также выделяет скрытое сословие «чужих» героев среди условных «своих».</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1110ДИАЛОГ КУЛЬТУР: КАЛМЫЦКО-КАЗАХСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ. МИХАИЛ ХОНИНОВ – СЫРБАЙ МАУЛЕНОВ2024-08-19T13:00:44+06:00Ханинова Р.М.khaninova@bk.ru<p>В статье рассматриваются калмыцко-казахские литературные связи на примере казахских переводов Сырбаем Мауленовым стихотворений калмыцкого поэта Михаила Хонинова и предисловия переводчика к публикации. В газете «Социалистический Казахстан» 6 августа 1981 года были напечатаны 6 стихотворений разных лет М. Хонинова с предисловием С. Мауленова «Михаил Хонинов». Это первая публикация лирики калмыцкого поэта на казахском языке. В предисловии автор рассказал о своем знакомстве с калмыцким поэтом во время поездки из Москвы в Псков для участия в Пушкинском празднике. После той поездки они подружились, переписывались, читали произведения друг друга в переводах на русский язык – язык общения народов советской страны. Стихи героя-партизана, вошедшие в газетную публикацию, знакомят казахского читателя с калмыцкой лирикой о России, родном крае, войне и мире. </p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1135К ВОПРОСУ АУТЕНТИЧНОСТИ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ2024-09-26T19:21:55+06:00Абдримова Э.Н.medina.maydanova@gmail.com<p> В статье освещены теоретические и практические аспекты использования аутентичных текстов в обучении студентов неязыковых специальностей русскому языку. Актуальность темы обусловлена сложившейся языковой ситуацией и необходимостью совершенствования языковой подготовки студентов казахстанских вузов. Реальное трехъязычие, сложившееся и успешно функционирующее в стране, требует соблюдения определённых подходов в обучении и русскому языку, в том числе полное погружение в языковую среду через применение аутентичных коммуникативных ситуаций.</p> <p>В статье описаны различные подходы к определению аутентичного текста, его классификации, типов аутентичного текста. Выделены типы аутентичных заданий. Систематизированы жанры аутентичных текстов, которые могут быть использованы в обучении в зависимости от выполняемых ими функций. Также приведены примеры аутентичных заданий, используемых при обучении русскому языку в технических вузах.</p> <p> </p>2024-10-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1134МЕСТО ДЕТЕКТИВА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА В ШКОЛЕ2024-09-25T12:36:42+06:00Каримова Ж.А.zhanar.4@mail.ru<p>В современном мире остро стоит вопрос и о том, что читают школьники, чье сознание ак-тивно формируется социальными сетями, многообразием информационного пространства, доступного благодаря интернету. Необходимо включать в школьную программу по литера-туре произведения современных авторов, чьи тексты являются своего рода интер-и гипер-текстом, вступающим в открытый диалог с художественными произведениями всех предше-ствующих периодов, а также следуетнаправлять,таким образом,юного читателя в правиль-ное русло. В данной работе предпринята попытка выявить необходимость изучения в школе литературы детективного направления как самого популярного жанра, представленного в таких разновидностях как исторический детектив, новый детектив, что обусловлено самим феноменом постмодерна, неразрывно связывающего литературу и кино и такой особенно-стью постмодерна, как переосмысление истории. Изучение такого рода произведений в шко-ле предполагаетодно из верных решений проблемы чтения как на уроках литературы, так и истории, географии, так как способ познания мира через художественное произведение –один из ключевых в становлении личности и формировании мировоззрения и нравственной позиции подрастающего поколения</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1080ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ2024-07-03T13:54:53+06:00Кноль М.В., Шалбаева Д.Х., Тынбаева Г.С. marina_vagner@inbox.ru<p>В статье освещается роль искусственного интеллекта (ИИ) в современном процессе обучения иностранным языкам. Акцентируется внимание на инновационных методах, которые ИИ предоставляет для персонализации учебного процесса и повышения его эффективности. Рассматриваются различные инструменты, такие как адаптивные программы, интерактивные чат-боты и игровые элементы, и их влияние на мотивацию и успеваемость учащихся. Приводятся результаты исследований, демонстрирующие значительное ускорение процесса обучения при использовании ИИ. Обсуждаются потенциальные проблемы, связанные с доступностью технологий и необходимостью сохранения человеческого фактора в образовательном процессе. Статья подчеркивает, что ИИ может служить мощным инструментом в изучении языков, но его применение должно быть сбалансированным и направленным на дополнение, а не замену традиционных методов обучения.</p>2024-10-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1129Реализация целей обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями в процессе развития у них социальной компетенции в условиях инклюзивного образования в вузе2024-09-22T11:00:41+06:00Ларионова И.Ю.lana.fed@internet.ruКапышева Г.Қ.lana.fed@internet.ru<p>В статье авторы анализируют социальные навыки, структурируя их как компонент коммуникативных навыков и представляют методику, которая поможет студентам с ограниченными возможностями приобрести и развить необходимые социальные и коммуникативные навыки и умения, используя иностранные языки как средство общения и взаимодействия на уроках английского языка. Авторы определяют цель обучения иностранным языкам студентов с ограниченными возможностями следующим образом: - развитие способностей, - формирование языковых знаний, - использование иностранных языков как средство адаптации к новому общению, - формирование социального опыта как средства эффективного решения коммуникативных и социальных задач. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции, авторы предполагают, что при изучении иностранного языка учащиеся с ограниченными возможностями приобретут и разовьют необходимые социальные и коммуникативные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1127ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ2024-09-16T12:58:16+06:00Нуржанкызы А.aruzhan_nurzhankyzy@inbox.ru<p>В этой статье рассматривается проблема гендерной социализации через уроки литературы в школе. Одним из источников интеллектуального подражания человека, очевидно, является урок литературы в школе. Влияние гендерного понимания, ставшее актуальной проблемой в глобальных процессах, напрямую влияет на воспитание подрастающего поколения. Гендерные проблемы в художественной литературе могут вызывать у учащихся различные вопросы в зависимости от возраста и даже устанавливать негативные позиции. Художественная литература - это не только способ удовлетворить гедонистические потребности, но и уникальный источник информации об обществе.</p> <p>В статье делается акцент на междисциплинарных исследованиях, анализируются в гендерном аспекте прозаические произведения на уроках казахской литературы, изучаемые в 5-9 классах школы, раскрываются социологические, психологические аспекты. Рассматривается влияние художественных произведений на гендерное познание учащегося.</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1115РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ2024-08-21T17:39:49+06:00Пономаренко Максим Maxim.ponomarenko@upsl.edu.pl<p>Изменения в мировой экономике в начале нынешнего столетия, которые создали необходимость адаптации к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку “образовательный интеллект” населения считается важнейшим стратегическим ресурсом государства.</p> <p>Образовательные результаты являются ключевым показателем качества образования, поскольку именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпы. Результаты международных исследований pisa, pirls, timss, pbts, icils, talis служат целевыми показателями качества образования в той или иной стране.</p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические наукиhttps://bulletin-philology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1118ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕСТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЗАХСТАНЕ2024-08-27T23:22:41+06:00Сылам Д.dina.slamkyzy@gmail.comАхметбек Г.akhmetbek.gulzhan@gmail.comБэйли Т.Jiana090706@gmail.com<p style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt; background: white;"><span style="color: #333333;">В рамках широкой инициативы "Один пояс, один путь" данное исследование посвящено созданию и оптимизации местной системы подготовки учителей китайского языка в Казахстане. Подробно исследуя структуру и функции существующей системы подготовки учителей китайского языка в Казахстане и многочисленные проблемы, с которыми она сталкивается, мы используем сравнительные педагогические методы и ссылаемся на успешные модели педагогического образования в стране и за рубежом с целью предложить ряд практических стратегических рекомендаций. Эти предложения направлены не только на содействие профессиональному росту и стабильности местных преподавателей китайского языка, но и на повышение качества и эффективности преподавания китайского языка, способствуя тем самым популяризации и применению китайского языка в Казахстане. В то же время укрепление международного сотрудничества в области языкового образования, особенно обменов с Китаем, имеет решающее значение для улучшения взаимопонимания и углубления гуманистических связей между двумя народами. Таким образом, данное исследование также призвано обеспечить теоретическую поддержку и практическое руководство для создания общей языковой и культурной платформы между двумя странами и продвижения региональной практики концепции общности человеческих судеб, способствуя тем самым плюралистическому диалогу и гармоничному сосуществованию между странами, расположенными вдоль "Пояс и дорога".</span></p>2024-09-18T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Филологические науки